Offсянка

Для ракет «Ангара» заявили жизненный цикл в 50 лет. Они уже привлекли коммерческих заказчиков

14 декабря 2020 года с космодрома Плесецк был успешно проведён второй в истории пуск тяжёлой ракеты-носителя «Ангара-А5». Эта ракета, на которую «Роскосмос» возлагают большие надежды, вызывает много различных вопросов, на которые недавно в большой беседе с агентством РИА Новости ответили генеральный директор Центра Хруничева (входит в «Роскосмос») Алексей Варочко и ведущий конструктор «Салюта» (часть Центра Хруничева) Сергей Кузнецов. Приведём некоторые выдержки.

Испытательный пуск «Ангары-А5» с космодрома Плесецк 14 декабря 2020 года

Во время последнего пуска на геостационарную орбиту было выведено 2420 килограммов, но, по словам господина Кузнецова, расчёты инженеров по остаткам компонентов топлива показывают, что «Ангара-А5» с космодрома Плесецк способна выводить и грузы массой свыше 2,5 тонны.

Сейчас ведётся масштабная стройка в Омске на производственном объединении «Полет» — до 2023 года там будет создано штамповочное, механическое производство, чтобы не возить ракетную технику в Москву и проводить полный цикл сборки и испытаний универсальных ракетных модулей «Ангары» в одном месте. Это производство, как отметил Алексей Варочко, создаётся на ближайшие 50 лет: по общему сроку эксплуатации «Ангара» должна пережить «Протон» (а последний летает с 1965 года).

До 2024 года будет создано всего четыре ракеты «Ангара-А5», а после этого омское предприятие будет дооснащено для производства модернизированных ракет «Ангара-А5М». С 2024 года «Полёт» будет готов выпускать восемь тяжёлых и две лёгких ракеты в год: все технологические процессы на производстве настроены на обеспечение выпуска необходимых для этого 42 универсальных ракетных модулей.

В текущего году, по словам господина Варочко, запланирован, как минимум, один пуск тяжёлой «Ангары» и один — лёгкой (возможна и третья миссия, если Министерство обороны посчитает нужным), причём на этот раз тяжёлая ракета будет выводить на орбиту уже полезную нагрузку. Для этого предстоит ещё многое сделать, в том числе, провести немалую работу со страховыми компаниями.

По словам Алексея Варочко, если «Ангара» докажет свою надёжность, у ракеты будут международные коммерческие заказчики. Более того, после успешного недавнего пуска тяжёлой «Ангары-А5» на Центр Хруничева уже вышло несколько заказчиков, которые готовы к сотрудничеству.

Кстати, изначально планировалось в рамках лётных испытаний провести 10 пусков, но теперь — всего шесть. Господин Варочко объясняет это так: «Объём проведённой наземной отработки, использование современных технологий моделирования позволили уже с первых пусков добиться безаварийного функционирования ракеты-носителя и, как следствие, — сократить число испытательных пусков».

Сейчас Минобороны уже заключило контракт на 4 серийные «Ангара-А5» и ведёт переговоры о дальнейших заказах модернизированной «Ангары-А5М». С «Роскосмосом» пока заключены контракты на одну «Ангару-А5» и две «Ангары-А5М», рассматривается перспектива заказа ракет для использования в связке с пилотируемым кораблём «Орёл».

«Ракета-носитель «Ангара-А5М» оснащена двигателями первой и второй ступени с повышенной тягой. Изначально увеличение тяги двигателей не было самоцелью. Мы смотрели, как можно расширить возможности ракеты и применять её для пилотируемых пусков, где более жёсткие требования по надёжности работы двигателей. В российских нормативных документах указано, что для выведения человека на орбиту двигатели ракеты должны работать в щадящем режиме. Но как известно, на первой ступени «Ангары-А5» у нас используется напряженный по своим характеристикам двигатель. В этой связи было принято решение изменить конструкцию камеры сгорания. В итоге двигатель у нас работает в том же режиме, но выдаёт бо́льшую тягу. Для пилотируемых запусков двигатель будет работать в дефорсированном режиме, то есть ниже своих номинальных характеристик, но с бо́льшей надёжностью. А при введении автоматических аппаратов форсированный двигатель позволит повысить грузоподъёмность ракеты. Кроме того, за счёт перехода на использование нового производственного оборудования нам удалось существенно снизить массу ракеты. Наложение двух направлений — снижение массы и повышение тяги двигателей приведёт к тому, что «Ангара-А5М» сможет выводить на низкую околоземную орбиту с космодрома Восточный более 27 тонн полезной нагрузки, тогда как «Ангара-А5» — более 24 тонн. Три тонны — это большой прирост», — описал Алексей Варочко преимущества улучшенной ракеты, которая будет выпускаться с 2024 года.

Для пилотируемых запусков будет особая модификация «Ангары-А5М» — «Ангара-А5П». Она будет включать пониженную тягу двигателей, систему аварийного спасения корабля «Орёл» и дополнительную систему аварийной защиты в каждом универсальном ракетном модуле. Последняя менее чем за 5 мс способна распознать потенциально нештатную ситуацию в двигателях и за 20 мс отключить двигатели. Также в ракете имеются изменения в системе управления с целью снижения перегрузок экипажа при выходе на орбиту.

В будущем планируется создание ракеты повышенной грузоподъёмности (37–38 тонн на низкую орбиту) с водородной третьей ступенью — «Ангара-А5В». Перспектива пока отдалённая. Уже заключён контракт с «Роскосмосом» на эскизный проект носителя, а весной результаты будут представлены Госкорпорации. Изначально проект нацеливался на рынок запуска парных аппаратов (такой метод запуска — один из способов снижения стоимости выведения). Теперь «Ангары-А5В» может быть использована и в лунной программе — для запуска «Орлёнка» к Луне.

В реальности пока существуют только лёгкая ракет «Ангара-1.2» на основе одного универсального ракетного модуля (УРМ) и тяжёлая «Ангара-А5» с пятью УРМ (впоследствии — «Ангара-А5М»). Но в демонстрационном зале Центра Хруничева представлена в виде макета также средняя «Ангара-А3» из трёх УРМ. По словам Алексея Варочко, средняя ракета тоже будет воплощена, хотя сроки он пока не называет

Сергей Кузнецов снова коснулся вопроса создания возвращаемой версии «Ангары». По его словам, вариант спасения УРМ с помощью схемы ракетно-динамической посадки будет прорабатываться в рамках эскизного проектирования уже «Ангары-А5В». Впрочем, расчёты показывают, что экономия в лучшем случае небольшая, а если факторы будут складываться негативно, многоразовость даже может привести к убыткам. По мнению Алексея Варочко, предпочтительнее возвращать УРМ не к месту старта, а сажать дальше по трассе полёта, чтобы уменьшить требования по остаткам топлива. Для этого требуется создать посадочную площадку на побережье Татарского пролива и проработать перевозку с места посадки обратно на космодром (разборку на блоки, погрузку в контейнеры и доставку). Создание такой инфраструктуры придётся закладывать в стоимость пусковых услуг, что также будет влиять на экономику многоразовости.

Источник

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть